Быков Василий Владимирович родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области Беларуси. Писал на белорусском и русском языках. В 1939-1940 годах учился в Витебском художественном училище. В 1942 году призван в Красную Армию, окончил Саратовское пехотное училище, воевал с 1943 года. После войны служил на Украине, в Белоруссии и на Дальнем Востоке. После демобилизации жил в Гродно, работал в местной печати. В конце 70-х переехал в Минск. Один из активных деятелей белорусского демократического движения середины 1980-х – начала 1990-х годов.
Со второй половины 90-х годов XX века жил в Европе, вернулся вБелоруссию незадолго до смерти. Умер 22 июня 2003 года в Боровлянах под Минском. Лауреат Государственной премии СССР (1974), Государственной премии БССР (1978), Ленинской премии СССР по литературе (1986); Народный писатель БССР (1980), Герой Социалистического Труда СССР (1984). Награжден орденом Ленина.
В центре его творчества – трагические судьбы рядовых участников войны. В повести-реквиеме о юных защитниках родины «Журавлиный крик», повестях «Третья ракета», «Измена» на первый план выдвинуты этические проблемы и сложность человеческих взаимоотношений. Повесть «Мертвым не больно» изображает абсурдность войны, критикует пренебрежение человеческой жизнью. Вопрос о цене победы поставлен в повестях «Проклятая высота», «Круглянский мост», «Дожить до рассвета».
В произведении «Сотников» автор помещает героя в пограничные ситуации выбора между жизнью и смертью, мужеством и предательством. Сюжет повести прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, чем больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом. Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины.
В повести «Обелиск» писатель ищет ответ на вопрос: что можно считать подвигом? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, - ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех - и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. В повести «Обелиск» писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка.
В центре повести «Знак беды» - человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Для немцев неожиданно то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. В финале повести Степанида погибает, но не смиряется с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Степанида своей гибелью доказывает, что она - человек, а не рабочая скотина, которую можно заставить подчиниться. Рядом со Степанидой Петрок показан как характер не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс. И лишь в конце повести этот мирный человек решается на протест.
Судьба крестьянства в период коллективизации нашла отражение в повести «Облава».
Действие этого произведения вводит нас в жизнь белорусской деревни середины тридцатых годов. Главный герой Федор Ровба от Советской власти получил земельный надел, усердно работал на этой земле, хозяйство его процветало и приносило прибыль. Вскоре он приобрел молотилку, которой пользовалась вся округа, а платили, кто сколько может. Но вот до деревни дошла волна раскулачивания. И Ровбу признали кулаком. С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. С этого момента жизнь героя пошла под откос, Федор остается один. Он задумывает бежать с севера во что бы то ни стало. Но советская пропаганда сделала этого человека классовым врагом односельчан. Когда он попался на глаза односельчанам, те устроили на него облаву, как на какого-то дикого зверя. Федору оставили единственный путь - в болотные топи. Но болотная глушь по сравнению с яростью преследовавших его людей казалась не такой страшной. Он знает, что там, в болоте, его погибель. Но он также осознает и то, что возвращение назад равносильно для него нравственной гибели.
Произведения Василя Быкова постоянно востребованы читателями
Со второй половины 90-х годов XX века жил в Европе, вернулся вБелоруссию незадолго до смерти. Умер 22 июня 2003 года в Боровлянах под Минском. Лауреат Государственной премии СССР (1974), Государственной премии БССР (1978), Ленинской премии СССР по литературе (1986); Народный писатель БССР (1980), Герой Социалистического Труда СССР (1984). Награжден орденом Ленина.
В центре его творчества – трагические судьбы рядовых участников войны. В повести-реквиеме о юных защитниках родины «Журавлиный крик», повестях «Третья ракета», «Измена» на первый план выдвинуты этические проблемы и сложность человеческих взаимоотношений. Повесть «Мертвым не больно» изображает абсурдность войны, критикует пренебрежение человеческой жизнью. Вопрос о цене победы поставлен в повестях «Проклятая высота», «Круглянский мост», «Дожить до рассвета».
В произведении «Сотников» автор помещает героя в пограничные ситуации выбора между жизнью и смертью, мужеством и предательством. Сюжет повести прост: партизаны Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда. Сотникова мучает кашель, который и выдаст его с напарником врагу. Читателю кажется, что сильный и сообразительный солдат Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, чем больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. Конечно, Рыбак не лишен положительных человеческих качеств, но после того, как он с товарищем попадает в плен, начинается его нравственное падение. Ради того, чтобы остаться в живых, он вступает в ряды полицаев, предает друга и даже становится его палачом. Сотников же ведет себя, как настоящий защитник Родины.
В повести «Обелиск» писатель ищет ответ на вопрос: что можно считать подвигом? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Автор показывает Алеся Мороза неординарным, непохожим на других скромным человеком. Писатель строит свое произведение на споре Ксендзова и Ткачука. Ксендзов утверждает, что Мороз подвига не совершал, что он не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников. Ксендзов говорит, что Мороз не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Борьба за души подростков продолжалась и во время оккупации. Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге с целью убить местного полицая, если явится их учитель, - ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей. И ночью Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идет на верную смерть, зная, что казнят всех - и его, и ребят, но иначе поступить учитель не может. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через всю жизнь. В повести «Обелиск» писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка.
В центре повести «Знак беды» - человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Для немцев неожиданно то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. В финале повести Степанида погибает, но не смиряется с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Степанида своей гибелью доказывает, что она - человек, а не рабочая скотина, которую можно заставить подчиниться. Рядом со Степанидой Петрок показан как характер не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс. И лишь в конце повести этот мирный человек решается на протест.
Судьба крестьянства в период коллективизации нашла отражение в повести «Облава».
Действие этого произведения вводит нас в жизнь белорусской деревни середины тридцатых годов. Главный герой Федор Ровба от Советской власти получил земельный надел, усердно работал на этой земле, хозяйство его процветало и приносило прибыль. Вскоре он приобрел молотилку, которой пользовалась вся округа, а платили, кто сколько может. Но вот до деревни дошла волна раскулачивания. И Ровбу признали кулаком. С женой и маленькой дочкой Федор был сослан на север. С этого момента жизнь героя пошла под откос, Федор остается один. Он задумывает бежать с севера во что бы то ни стало. Но советская пропаганда сделала этого человека классовым врагом односельчан. Когда он попался на глаза односельчанам, те устроили на него облаву, как на какого-то дикого зверя. Федору оставили единственный путь - в болотные топи. Но болотная глушь по сравнению с яростью преследовавших его людей казалась не такой страшной. Он знает, что там, в болоте, его погибель. Но он также осознает и то, что возвращение назад равносильно для него нравственной гибели.
Произведения Василя Быкова постоянно востребованы читателями