Цель: знакомство школьников начальных классов с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Вечер основан на предварительном чтении детьми сказов «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка» и проведении конкурса рисунков и поделок по произведениям.
Задачи:
- знакомство с биографией писателя;
- донесение в игровой форме главных идей автора;
- освоение глубокой народности литературных сказов П. П. Бажова.
Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации мультфильма «Огневушка-Поскакушка» и заданий для детей. За правильные ответы каждому участнику вручается жетон. По итогам игры участники награждаются призами.
Оформление: выставка детских рисунков и поделок по сказам.
Действующие лица: ВЕДУЩИЙ; ДАРЕНКА; ОГНЕВУШКА-ПОСКАКУШКА; ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА В ОБРАЗЕ ЖЕНЩИНЫ.
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, ребята. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказам уральского писателя Павла Петровича Бажова (15 (27).01.1879 – 03.12.1950).
Павел Петрович родился в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Окончил Екатеринбургское духовное училище, а затем Пермскую семинарию.
До 1917 года он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы он интересуется народным бытом и культурой, устным народным творчеством уральцев. В годы Гражданской войны он вступил добровольцем в Красную армию.
По окончании военных действий Бажов занялся журналистикой. В 20-х годах прошлого века его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 году вышла первая книга писателя «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом Урала.
Главным произведением Бажова является «Малахитовая шкатулка». Первый сборник под этим названием вышел в 1939 году и объединил 14 сказов. Затем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями.
В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме – сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Использование элементов фольклорного стиля в речи рассказчика создаёт впечатление доверительного устного повествования.
В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова – охотники («Серебряное копытце»), старатели («Огневушка-Поскакушка», «Голубая Змейка»), предстают людьми, искренне преданными своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле. Главными героями перечисленных сказов также являются дети, которые вместе со взрослыми приобщаются к труду.
Поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов.
Мы будем путешествовать по станциям, каждая станция будет посвящена определенному сказу, которые вы прочли самостоятельно.
СТАНЦИЯ «ДАРЁНКИНЫ ЗАГАДКИ»
(Заходит девочка в русском сарафане и плюшевым котом на руках).
ВЕДУЩИЙ: Смотрите, ребята, кто к нам пришел! (Ответы детей – Дарёнка).
ДАРЁНКА: ребята, я хочу проверить, все ли прочитали сказ «Серебряное копытце» и задам вам вопросы.
Какого возраста Кокованя? (Дед).
Как называлась избушка, на которой скакал Серебряное копытце? (Балаган).
Какого цвета кошка была у Дарёнки? (Бурая).
Как звали кошку? (Мурёнка).
Как называется солёное мясо домашних козлов? (Солонина).
В образе какого животного предстал Серебряное Копытце? (Козел).
В какое время года Кокованя с Даренкой пошли в лес на охоту? (Зима).
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, ответили на все вопросы Дарёнки. Как известно, Дарёнка была очень трудолюбивая. Давайте поблагодарим ее. Расскажите пословицы и поговорки о труде.
(Вызываются 6 человек детей, которые зачитывают подготовленные библиотекарем пословицы).
Труд человека кормит, а лень портит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пчела мала и та работает.
Глаза страшатся, а руки делают.
Что посеешь, то и пожнешь.
Готовь сани летом, а зимой телегу.
ДАРЁНКА: Спасибо, ребята. Продолжайте путешествие.
СТАНЦИЯ «ПРОКАЗЫ ОГНЕВУШКИ-ПОСКАКУШКИ»
(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Огневушка-Поскакушка»).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, главные герои мультфильма и сказа мальчик Федюнька и старик-старатель Дедко Ефим.
Какие у них были прозвища? (Федюнька – Тюнька Поскакушка, Дедко Ефим – Ефим Золотая Редька).
Сколько лет Федюньке? (8 лет).
Что означал танец Огневушки-Поскакушки? (место, где переставала плясать, указывало на месторождение золота).
Где происходят события сказа? (прииск)
Как назвали прииск, в котором происходят события? (Поскакушинский).
(Под музыку выбегает девочка, похожая на Огневушку-Поскакушку, которая вовлекает детей в танец).
ВЕДУЩИЙ: Вот, ребята, мы и прощаемся с героями сказа «Огневушка-Поскакушка». Нас ждут еще другие приключения.
СТАНЦИЯ «ВСТРЕЧА С ГОЛУБОЙ ЗМЕЙКОЙ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, хорошо вы сказы Павла Петровича знаете, значит, ответите на мои вопросы о героях сказа «Голубая змейка»..
Как звали мальчиков, которые вызывали Голубую змейку песенкой:
Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись!
Колеском покрутись! (Ланко Пужанко и Лейко Шапочка).
В какое время года Голубая змейка первый раз показалась детям? (весна).
Почему взрослые так боялись вопросов о Голубой змейке? (встреча с Голубой змейкой порождала драки из-за золота).
Какое доброе желание загадали Ланко и Лейко? (хоть бы поскорее прозвище Голубкова невеста забылось, и вышла бы Марьюшка замуж).
Чем наградила Голубая змейка Ланко и Лейко? (сначала за доброе желание плиточки у них стали золотые, потом подала по маленькому кожаному кошельку с ременной завязкой).
(В зал входит женщина в сарафане).
ВЕДУЩИЙ: Ребята, кто это?
(Ответы детей: Голубая змейка в образе женщины).
ГОЛУБАЯ ЗМЕЙКА: Отгадайте, ребята мои загадки.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (собака).
Тигр полосатый на охоту идёт,
А никто его не боится (кот).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).
Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост потеряет –
Другой вырастает. (ящерица).
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух).
СТАНЦИЯ «АССОРТИ ИЗ СКАЗОВ»
ВЕДУЩИЙ: Ребята, у меня перепутались сказки, чтобы прийти к финалу, надо их разделить.
В праздничный день и пошел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней – кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая и ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так у ней легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватило. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались.
Только видят – прямо к ним через покосную лужайку идет женщина. Ребята сперва этого в примету не взяли. Мало ли женщин в лесу в эту пору: кто за ягодами, кто по покосным делам. Одно показалось им непривычным: идет, как плывет, совсем легко. Поближе подходить стала, ребята разглядели – ни один цветок, ни одна травинка под ней не согнутся. И то углядели, что с правой стороны от нее золотое облачко колышется, а с левой – черное.
(Ответы детей 1 абзац – сказ «Серебряное копытце», 2 абзац – сказ «Огневушка-Поскакушка», третий абзац – «Голубая змейка»).
ВЕДУЩИЙ: Вот и подошла к концу встреча с героями бажовских сказов. Теперь будут награждены участники конкурса рисунков и поделок и сегодняшнего мероприятия.
Литература
Бажов, П. П. Серебряное копытце : уральские сказы / П. П. Бажов ; художник И. Петелина. – Москва : Стрекоза-Пресс, 2004. – 64 с. : ил.
Старинные русские пословицы и поговорки / вступит. статья, сост., примеч. В. П. Аникина ; рис. И. Ионовой. – 2-е доп. изд. – Москва : Детская литература, 1984. – 79 с. : ил. – (Школьная библиотека).
Ушакова, О. Д. Загадки о растениях и животных : справочник школьника / О. Д. Ушакова. – Санкт-Петербург : Литера, 2008. – 64 с.
Мультфильм «Огневушка-Поскакушка» https://www.youtube.com/watch?v=Y0vuFSs0gXI