В последнее время в библиотеках произошло возрождение игровых форм работы. Роль игры в человеческой деятельности разрабатывали известные психологи Л. Выготский, С. Рубинштейн, Д. Эльконин. Игра – важный вид человеческой деятельности, которая формирует личность ребенка. Д. Эльконин выделяет следующие функции игры:
- социализация личности (в процессе игры ребенок приобщается к определенным видам социальных ролей, готовится к взрослой жизни);
- познавательная (в процессе игры познается окружающий мир);
- компенсаторная (через игру имеем возможность реализовать то, чего лишены в реальной жизни, пользуются популярностью маскарады, карнавалы, когда человек надевает определенную «маску»);
- развлекательная, рекреационная, функция отдыха.
Имитационные ролевые игры в библиотеке: читательская конференция в форме литературного суда, читательская пресс-конференция (могут использоваться для молодежи по темам: занятость, наркомания и СПИД, экология, правопорядок, молодежный досуг [8;с. 81-82].
Следующий вид игр - игры, имеющие в основе народные, религиозные праздники обряды. Другой вид игры – бытовые, праздничные сцены прошлых времен (рыцарские турниры, балы). Большое распространение игровые формы получили в детских библиотеках: театрализация сказок, имитация телевизионных передач. Часто эти мероприятия носят конкурсный характер и построены на участии самих детей. Возможно «обиблиотечивание» популярных телепередач. Можно провести мероприятие «Мама, папа, я – читающая семья» по аналогии «Мама, папа, я – спортивная семья». Соревнуются две (несколько) сходные семьи – дети одного возраста, родители одного социального статуса. Часть конкурсов – домашние задания – рассказать о домашней библиотеке, любимых писателях, поэтах. Семья готовит инсценировку сказки в самодельных костюмах и декорациях. Дети разучивают песни, стихи, танцы. Вопросы придумывает библиотекарь, как правило, заранее определяется тема. Это может быть история города, края, литература. Серьезные вопросы можно перемежать с шуточными конкурсами: кто из отцов быстрее пришьет пуговицу, чья мама быстрее забьет гвоздь. Оформление зала – рядом с семьей расположить ее любимые книги. Кроме того, можно сделать выставку поделок и детских рисунков. Каждая семья оформляет свою родословную. [8; с. 50-51].
Для детей можно использовать игры:
- игра на сравнение (кто на кого похож);
- драматизация (разыгрывание сказки);
- литературный театр (драматизация, выразительное чтение, демонстрация рисунков и поделок);
- рассказ от имени одного из героев произведения (ребенок при пересказе учитывает речевые особенности героя);
- герой среди нас (перенос персонажей сказок в современную обстановку);
- литературные игры (пример – игра «Строим музей сказок» Московского дома детской книги. Сначала выбор дома для музея: изба, царские палаты, терем, пряничный домик., ледяной дворец. Затем определяли, что будет расти вокруг дома: репка, цветик-семицветик, аленький цветочек, тюльпаны, розы, какие водоемы будут: молочная река с кисельными берегами, море-океан, кто поселится: Курочка Ряба и т.д., затем надо украсить дом подобрать портреты героев, зеркала, волшебные предметы для витрин, дежурные по музею, экскурсоводы. [9; с. 55-56]
Одной из эффективных форм работы с книгой является кукольный театр. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее рассказать о писателе и его творчестве, рекомендовать книги. Кукольный театр в библиотеке выступает как игровая форма работы с книгой. Он объединяет книгу, куклу, театр.
Заслуживает внимания опыт работы Московского театра детской книги «Волшебная лампа». Для постановки на сцене создается театральная версия произведения. Перевод литературного текста на сценический язык делается ради того, чтобы человек из зрительного зала пришел в зал читальный. С этой целью в программках указываются биографические сведения писателя. Такое объемное книговидение стало возможным благодаря использованию литературных праздников. Кроме спектакля в мероприятие входят встречи с писателями, художниками-иллюстраторами. Театрализация по книге не является полным повторением оригинала. Спектакли могут посещать дети с родителями. Формы работы театра книги разнообразные – это литературные вечера, творческие вечера писателей, премьеры книг. Театрализованные путешествия, поэтические вечера для молодежи, бенефисы молодых актеров.
Новый культурный центр книги образовался на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге под руководством издательства «Петербургский писатель». Театр книги при издательстве пользуется популярностью. Этот театр был задуман для того, чтобы ставить спектакли по оригинальным произведениям литературы при активном участии авторов. Театр организует творческие встречи писателей с жителями городов Ленинградской, Псковской, Новгородской областей.
Мероприятие литературный подиум «Театр книжной моды – 2015» в селе Унеча Брянской области. Мода бывает на одежду, дизайн, занятия, книги. Литературная мода – демонстрация нарядов 19 века. В ходе мероприятия презентация писатели и книги юбиляры, демонстрация нарядов, литературная игра «Что? Где? Когда?», инсценировка произведений. [5; с. 35-36]
В статье В. Новиковой «Привет из Дедморозовки» рассказано о привлечении артистов литературно-музыкального театра «Гармония» в мероприятиях библиотек для показа отрывков из произведений, выразительного чтения произведений. [7; с. 50-52]
В статье Т. Гавриловой «Всех популярней Колобок» описан опыт проведения Любимской ЦБС (Ярославская область) районного творческого конкурса «Символ года – герой из книг». Выставка работ была представлена на Библионочи-2015. [3]
В статье Р. Сабитовой «Приглашаются гурманы» (с. Комсомольское Республика Чувашия) рассказано о проекте «Время читать!» Акция «Читающий маршрут» в автобусе. Акция «Стихи в кармане». Ламинированные листки с отрывками из стихов оставляли на скамейках, в торговых центрах, на вокзале, в раздевалке спортивного комплекса. Акция «Книги на вес» в детских библиотеках. Взвешивали книги, взятые читателями. Итог за две недели – сколько выдано книг по весу. Библиокафе «Книжный гурман» - дегустация блюд, описанных в литературных произведениях. Формирование клубного объединения «Театр книги». Акции «Книжкина больница», «Моя домашняя библиотека». [10]
В статье О. Артемовой рассказано об использовании элементов театрализации в работе с детьми. Инсценировки, литературные зарисовки, игровые программы. Участвуя в театрализованных праздниках, дети учатся создавать художественные образы, развивают воображение, ассоциативное мышление, фантазию, речь. Описана работа Красноярской краевой специальной библиотеки для слепых с воспитанниками подготовительных групп коррекционных дошкольных образовательных учреждений. [1]
В статье Н. Вакулы «Приглашаем в Сказкоград» описано участие детских библиотек Уфы в культурной акции «Театральная ночь». Вечер «Театр юного читателя» открыл театральные сумерки в ЦГДБ. Алиса, Волшебница и Золушка раздавали билеты на кукольный спектакль и программу в обмен на прочитанные стихи или воспоминания о первом посещении библиотеки. В буфете давались сладости за правильные ответы на вопросы викторины. Видеовикторина по театральным и сказочным местам Уфы. Мастер-класс по изготовлению кукол. Развлекательная площадка под названием «Гримерка», где каждый мог загримироваться и сфотографироваться в костюме литературного героя. Кульминация кукольный спектакль «Летучий корабль», показанный библиотекарями. [2]
В статье Н. Ляшук «Без телевизора совсем не скучно» представлен опыт работы Межпоселенческой центральной библиотеки (г. Нижнеудинск Иркутская область) по проведению Недели детской книги. Впервые неделю проводили по отдельным дням «Праздничный день» - праздники чтения, театрализованные представления; «Сказочный день» - кукольный театр, громкие чтения, сказочные викторины, конкурсы рисунков; «Журнальный день» - выставки просмотры периодики, обзоры для читателей разных возрастов, праздники в честь изданий-юбиляров; «Юбилейный день» - мероприятия, посвященные писателям-юбилярам; «Художественный день» - библиотечные уроки о художниках-иллюстраторах, конкурсы читательских иллюстраций; «Фантастический день» - мероприятия о писателях-фантастах. Можно провести праздники чтения с награждением лучших читателей. Театрализованный праздник книги «Расписные ворота сказки». [6]
В статье О. Худокормовой «Сказочный возница с Бабой-ягой на метле» описан опыт проведения акции «Сказочный возница». Участие старухи Шапокляк, Красной Шапочки, Карлсона, Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Персонажи ездили по Курску на конном экипаже, раздавали приглашения в библиотеку, листовки, памятки о пользе книги и чтения. [11]
1.Артемова О. Муха-цокотуха заслужила похвалу // Библиотека. – 2015. - № 7. – С. 5-6.
2.Вакула Н. Приглашаем в Сказкоград! // Библиотека. – 2015. - № 2. – С. 3-4.
3.Гаврилова Т. Всех популярней Колобок // Библиотека. – 2015. - № 11. – С. 27-29.
4.Домаренко Е. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: накч.-практ. пособие. – М., 2006. – С. 48-55.
5.КолесниковаТ. Подиум моды. Играем классику // Библиотека. – 2015. - № 8. – С. 35-36.
6.Ляшук Н. Без телевизора совсем не скучно // Библиотека. – 2015. - № 1. – 38-42.
7.Новикова В. Привет из Дедморозовки // Библиотека. – 2015. - № 10. – С. 50-52.
8.Олзоева Г. К. Массовая работа библиотеки : учеб.-метод. пособие. – М., 2006. – 120 с.
9.Опарина Н. П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек : учеб.-метод. пособие. – М., 2010. – 135 с.
10.Сабитова Р. Приглашаются гурманы // Библиотека. – 2015. - № 12. – С. 28-30.
11.Худокормова О. «Сказочный возница» с Бабой-ягой на метле // Библиотека. – 2015. - № 1. – С. 43-44.